МКОУ ООШ д.Вихарево
Кильмезский район Кировская область
  • Профессиональные стандарты

    С 1 января 2017 года на территории Российской Федерации введен профстандарт педагогов. Он касается всех типов образовательных организаций.

    Профессиональный стандарт – специализированный документ, устанавливающий требования к образованию, квалификации и личностным качествам работника.

    За основу профстандарта педагога  взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие.

    О профессиональном стандарте педагога

    Профстандарты

    Стандарт –  
    • инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире;
    •  инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень ;
    •  объективный измеритель квалификации педагога;
    • средство отбора педагогических кадров в учреждения образования;
    • основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем 

    Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».
    Одним из первых был разработан и внедрен профтандарт педагога (см. приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н). Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог.
    Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей. Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.

    Профессиональный стандарт педагога представляет собой документ, в котором раскрыты трудовые действия, необходимые умения и знания для учителя дошкольного, начального, основного и среднего общего образования; трудовые функции процесса обучения, воспитательной и развивающей деятельности.

     Профессиональный стандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:
    •    в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
    •    иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
    Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).
    При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.
    Не могут трудиться в роли педагогов лица:
    •    лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
    •    имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
    •    признанные недееспособными;
    •    имеющие определенные заболевания.

    Профессиональный стандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).
    Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:
    •    педагог-психолог (психолог в сфере образования);
    •    педагог дополнительного образования детей и взрослых;
    •    педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
    •    специалист в области воспитания;
    •    мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
    •    специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.

    Новые компетенций учителя:
    1. Работа с одаренными учащимися. 
    2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. 
    3. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. 
    4. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. 
    5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. 

    С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый профессиональный стандарт для учителей.

    В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей):

    • уровень 5 (А)
    •  уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).

    В зависимости от этого различаются их трудовые функции.
    1. Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов.
    2. Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
    педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;
    педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
    педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.

    Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей:

    • для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки";
    • для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».

    В новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать следующими умениями.

    1. Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:
    общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
    общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).

    2. Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.

    3. Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

    4. Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.

    5. Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения, позволяющих проводить развивающую работу и обеспечивать доступ к таким технологиям всех обучающихся на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).

    Сейчас уже действуют 5 профессиональных стандартов в образовании. 

    • 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
    • 01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования; 
    • 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых;
    • 01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
    • 01.005 Специалист в области воспитания 

    Профстандарты структурируют требования к педагогу: 
    •  В части образования: ―Учитель должен иметь высшее образование или среднее профобразование в рамках укрупненных групп направлений подготовки "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету. В последнем случае не требуется последующая профессиональная переподготовка по профилю педагогической деятельности. Либо учитель может иметь любое высшее образование или среднее профобразование и получить дополнительное профобразование по направлению деятельности в образовательной организации(приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н). 
    •  Часть деятельности, которая раньше фиксировалась в положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями, как работа с одарѐнными и девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ-навыками. 

    По новому ФЗ проверять, насколько соискатель соответствует положениям профстандарта, поможет независимая оценка квалификации. Она проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. Пока конкретики нет, скорее всего, оценка квалификации 
    учителя не будет проводиться до конца переходного периода . 

    В реестре профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты, а также на официальных сайтах Минтруда и Минюста: 

    •  профстандарт педагога дошкольного образования, профстандарт воспитателя, профстандарт учителя - это все стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) - приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н; 
    •  профстандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования) - приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н; 
    • профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых - приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н; 
    •  профстандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования - приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н; 
    • специалист в области воспитания - приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н. 

    Нормативные документы  по профессиональному стандарту педагога размещены здесь.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie